Оценка инвестиционной привлекательности
Инвестиционной привлекательностью принято считать набор характеристик, которые показывают степень эффективности вложения денежных средств в развитие предприятия, а главным показателем инвестиционной привлекательности считают стабильную прибыль на протяжении большого отрезка времени.
Кирилл Ивашов, оценщик компании Smart Choice
Оценка инвестиционной привлекательности организации дает возможность понять текущее состояние и перспективы развития, составить план мер по повышению рентабельности предприятия, привлечь инвестиции. Определение стоимости фирмы и ее инвестиционной привлекательности также позволяет разработать стратегический долгосрочный план и бизнес-план и спланировать развитие предприятия в следующие 5-10 лет.
От каких факторов зависит инвестиционная привлекательность предприятия?
Инвестиционную привлекательность предприятий или отдельных проектов определяют с учетом ряда факторов. Их делят на внутренние и внешние.
К внешним можно отнести те, что никак не зависят от работы предприятия, а именно:
- политическая и экономическая ситуация в стране;
- простота взаимодействия и четкость работы судебной системы и законодательной ветви власти;
- региональный коррупционный уровень;
- степень развития региональной инфраструктуры;
- потенциал населения региона;
- отраслевая конкуренция и уровень развития отрасли на настоящий момент;
- динамика инвестиционного развития отрасли.
Внутренние факторы непосредственно зависят от работы предприятия и поэтому являются главным рычагом влияния на инвестиционную привлекательность. Главными из них являются:
- финансовое положение предприятия;
- управленческая структура;
- востребованность продукции;
- стабильность поступления прибыли;
- уровень диверсификации.
Как проводят оценку инвестиционной привлекательности компании?
Оценка инвестиционной привлекательности подразумевает выполнение широкого круга работ. Обычно анализ проводится по четырем группам:
1. Финансовые показатели, то есть способность предприятия создать поток ликвидности в течение определенного временного отрезка. К финансовым относятся следующие показатели:
- ликвидность – способность быстро продать активы предприятия на рынке по цене, близкой к рыночной;
- платежеспособность – достаточность собственного капитала для расчетов;
- финансовая устойчивость – способность предприятия справиться с изменениями на рынке;
- деловая активность – маркетинг, конкурентная борьба.
2. Производственный потенциал, то есть опора на новые технологии и их обновление. Здесь важны:
- политика предприятия, связанная с применением инновационных технологий и обновлением средств производства;
- совершенствование технологии и оптимизация интеллектуального труда.
3. Качество менеджмента — эффективность работы управленческого аппарата:
- способность руководства принимать быстрые и правильные решения;
- репутация предприятия на рынке, правильная система принятия решений как в отношении клиентов, так и в отношении партнеров;
- способность строить отношения с контрагентами;
- стоимость гудвилл и товарного знака предприятия, степень доверия клиентов и партнеров.
4. Рыночная устойчивость — способность предприятия удерживать позицию, занимаемую на рынке. Тут важны такие показатели:
- конъюнктура – положение на рынке, спрос и предложение на продукцию предприятия;
- жизненный цикл компании – долгосрочная перспектива выпускаемой предприятием продукции;
- отраслевая значимость – важность отрасли, в которой работает предприятие, в масштабах региона и государства.
Кирилл Ивашов, оценщик компании Smart Choice
Для оценки инвестиционной привлекательности используется большое количество методов: дисконтирования денежных потоков, интегральный на основе внутренних показателей, комплексный с учетом внешних и внутренних факторов и т.д. Особенностью проведения оценки инвестиционной привлекательности предприятий в нашей компании является тот факт, что мы оцениваем предприятие заказчика по более чем трем десяткам факторов и индивидуально выбираем методы и подходы. В результате нам удается получить точный результат и ответить на все ключевые для клиента вопросы.